Надежность системы
Что собираетесь делать Вы, джампстайлеры, после того как напляшетесь Jumpstyle? Работать, конечно. Повышать профессиональный опыт. А вот Вам очередная профессиональная статья.
Безошибочность действий человека-оператора является одним из основных факторов надежности системы. Эксплуатация машин любой степени автоматизации требует участия оператора, который вне зависимости от уровня подготовки и профессионального опыта может периодически совершать ошибки. Следовательно, неотъемлемой составляющей изучения и прогнозирования надежности систем является учет надежности работы человека. Сегодня в распоряжении проектировщиков отсутствуют какие-либо количественные данные, исходя из которых можно было бы рассчитать надежность человека. Повышение уровня безошибочности оператора – задача чрезвычайно трудная, и для ее решения необходимо рассмотреть основные энергетические, антропометрические и функциональные возможности оператора, а также его характеристики, которые связаны с влиянием определенных отрицательных факторов внешней среды и непосредственно видами его деятельности.
Главные антропометрические и функциональные показатели человека рассчитаны достаточно точно, однако определение энергетики оператора (показателя, который, вероятно, напрямую связан с надежностью функционирования отдельной машины и всей системы в целом) может быть достаточно затруднительным. Безошибочность действий человека имеет неразрывную связь с качественными показателями работы системы, а значит, вопрос изучения энергетики человека-оператора чрезвычайно актуален, в особенности, при разработке машин будущего поколения.
Если брать в расчет данные некоторых экспериментов и наблюдений за сельскохозяйственными, строительными и прочими машинами, можно сделать вывод, что ошибки оператора, суть которых состоит главным образом в некачественном управлении и контроле над работой устройства, спровоцированы перегрузками, которые, в свою очередь, могут возникать по двум главным причинам:
- из-за физического напряжения, которое непременно сопровождает работу с ножными и ручными органами управления, а также частых выходов из кабины с целью выполнения разнообразных технологических и профилактических операций;
- из-за поступления в единицу времени значительного количества информации (в частности, это происходит при работе с новыми пультами, оборудованными электронной техникой), объем которой человеческий организм не в состоянии адекватно воспринять и обработать.
Результатом подобных энергетических перегрузок, спровоцированных большим количеством дополнительных энергозатрат, являются ошибки. Их возникновение можно считать своеобразным отказом человеческого звена, вызывающим снижение производительности системы «человек-машина». В значительной степени снизить нагрузки на оператора можно посредством перенесения функций контроля и управления системой от человека к самой машине. Иными словами, находящееся в машине оборудование должно быть грамотно скомпоновано, а все средства «стыковки» машины и управляющего ней оператора – размещены максимально эффективно.